Рецензия на фильм "Прогулка". На высоте 400 метров

0
90
 
Рецензия на фильм "Прогулка". На высоте 400 метров

"Прогулка" Роберта Земекиса это нечто среднее между в меру не смешной пантомимой и биографическим фильмом, во всей красе показывающим канатоходство как мастерство, но так и не находящим слов, чтобы объяснить в чем искусство. Иронично однако то, что сам Земекис использует мастерство напротив чтобы только подчеркнуть искусство в своем фильме, а не прячется за хромакеем, как волшебник из Изумрудного города за своей занавеской. Рассказ о французском артисте Филиппе Пети сбалансирован умело, хоть и не идеально, между захватывающими визуальными эффектами и душевным содержанием. Вопрос лишь в том, чего ему не хватает?

В 1974 году Филипп Пети, тогда уже довольно известный тем, что прошагал по канату между башнями собора Парижской Богоматери, приехал в Нью-Йорк с единственной целью: натянуть трос между только достроенными башнями Всемирного торгового центра и пройти по нему, отвесив публике обязательный поклон. Если вы не знаете, чем закончилась эта история, вас однозначно ждет невероятное напряженное приключение. С другой стороны, если знаете, то “Прогулка” может показаться вам местами затянутой, а то и вовсе скучной.

Действие начинается во Франции и показывает не только как Пети заболел идеей о башнях-близнецах, но к досаде и как он начал ходить по канату, и как встретил своего учителя, и как его выгнали из дома, и как он познакомился с друзьями, которые в будущем помогли ему в его рискованном предприятии. Только с приездом в Нью-Йорк действие набирает обороты, сосредотачиваясь на абсурдности мечты Пети и ее кажущейся недостижимости. Тут проявляется и главный урок Земекиса: следовать за своей мечтой, какие бы на пути не встали препятствия. Очень милое послание, наверняка прочно связанное с судьбой самого Земекиса.

Однако фильм почему-то совершенно не кажется личным или прочувствованным. Его можно трактовать как любовное послание Нью-Йорку или конкретно башням-близнецам, к которым отнеслись с должным уважением, но в самой “прогулке” не чувствуется и доли той значимости, которую она несомненно представляла для самого Пети. Земекис избавляет фильм от всякой пафосности, но за счет этого практически убивает и всякую эмоциональность, целиком и полностью полагаясь на останавливающие сердце виды с высоты птичьего полета. И это при том, что режиссер сделал осознанный выбор доверить повествование самому Пети, который стоит почему-то на факеле Статуи Свободы и рассказывает оттуда нам о своих приключениях. Ход не только дешевый, но и постоянно выдергивающий из фильма.

Нельзя не заметить и определенную простоту сценария, который по сути представляет собой традиционный подход к адаптации чьей-то биографии: прямолинейный сюжет с преимущественно стандартными фразами и главное совершенно неменяющимся эгоистичным главным героем в лице Филиппа Пети. Толком и не понятно почему мы следим за исполнением его мечты, а на чьей-то еще. Только потому что он сумел взобраться так высоко?

Стараются приземлить фильм актеры, но в то время как Бен Кингсли и Шарлотта Ле Бон играют реалистично и весомо, Джозеф Гордон-Левитт рисует Пети раздражающе громким, чересчур экспрессивным и порою удивительно нелепым. Левитт настолько выделяется своими манерами, что иногда становится похож на собственную рисованную версию (не в последнюю очередь благодаря бросающемуся в глаза макияжу и дикому акценту). Он кажется мультиком, по какой-то глупой случайности затесавшимся в художественный фильм.

На фоне такой игры все остальное смотрится впечатляюще реалистично: от визуальных эффектов до дизайна одежды и помещений. Земекис не только с легкостью переносится на сорок лет назад, но и здорово напоминает о собственной классике. Пети чем-то похож на "Форреста Гампа", а Алан Сильвестри так и не изменил свой теплый, драматичный, но оптимистичный подход к нотам (плюс это или минус решать каждому самому). Однако на этот раз ни Пети, ни Сильвестри, ни все вместе не трогают, потому что за блестящей формой скрывается совсем мало смысла.

Поэтому чего не хватает “Прогулке” так это собственно содержания. Это очень не лаконичное повествование о поступке, суть которого могла уместиться и в короткометражке. Растянутый же на два часа он как будто теряет значимость, потому что все эти долгие приготовления, опасности, риски и проблемы сводятся к одному в свою очередь затянутому выступлению под самыми облаками, которое всех удивило, да, но не более. Даже финальная попытка на последних минутах придать Пети значимости выглядит довольно жалко и излишне мелодраматично. Ты вроде и смотришь что-то восхитительно сделанное, но тебя оно никоим образом не трогает и не касается.

Зато короткого лирического отступления заслуживает IMAX, за который, если вы соберетесь смотреть этот фильм, обязательно стоит заплатить. Только он и дает почувствовать адреналин в финальном акте.

“Прогулка” удивляет лишь в конце, фактически отсылая зрителя следовать своим собственным мечтам. Ведь действительно любоваться другими совсем не так интересно, как исполнять свои. Так что если вам нужна мотивация, посмотрите на историю Пети, а еще оцените сколько всего он вытянул из нее (книга, документальный и полнометражный фильмы), и потом следуйте за своими желаниями. Не стоит жить чужими.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here